Содержание программы
1. Обязательная часть |
1.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
1.2. Принципы проектирования образовательного процесса. |
1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей |
1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура" |
1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье" |
1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" |
1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация" |
1.3.5. Содержание образовательной области "Труд" |
1.3.6. Содержание образовательной области "Познание" |
1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация" |
1.3.8.Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы |
1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество |
1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" |
1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
2. Вариативная часть |
Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) МБДОУ «Федоровский ДС» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном образовательном учреждении функционирует три группы:
- первая младшая группа (дети 2-3 лет);
- младшая разновозрастная группа (дети 3-5 лет);
- старшая разновозрастная группа (дети 5-7 лет).
Образовательную деятельность осуществляют 5 педагогов, 52,5% (3 педагога) имеют стаж работы более 20 лет, 47,5 % (2 педагога) имеют стаж более 35 лет.
Детский сад посещают дети из 50 семей, семьи преимущественно полные, с количеством двух детей в семье. Родители в основном в возрасте от 25 до 40 лет, высшее образование имеет 12 % родителей.
Дошкольное образовательное учреждение работает по графику 10 часового пребывания детей, в режиме 5-дневной рабочей недели, что отражено при проектировании образовательной деятельности, а в частности в режимах дня и циклограммах образовательной деятельности.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада – «Радугой» Т.Н. Дороновой, 2003. В программе нашла отражение идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Ребенок рассматривается как субъект индивидуального развития. Каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психологических образований: целеполагание, интерес к знаковой системе, произвольность психических процессов. В психическом развитии ребенка и становлении его личности ведущая роль играет деятельность, причем не просто деятельность, а ведущие виды деятельности в данном возрасте. Таким образом, программа основывается на теории деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.
Целью деятельность ДОУ по реализации Программы является формирование у ребенка на протяжении дошкольного детства интегративных качества личности.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию детей и формированию культурно-гигиенических навыков.
2. Способствовать развитию любознательности и активности детей.
3. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости.
4. Способствовать развитию у детей умения адекватно использовать средства общения, владеть и способы взаимодействия со взрослыми или сверстниками.
5. Способствовать развитию произвольности у детей и умения планировать свои действия.
6. Способствовать интеллектуальному и личностному развитию детей.
7. Способствовать формированию представлений о себе и окружающему мире.
8. Способствовать развитию у детей универсальных предпосылок учебной деятельности.
9. Способствовать формированию необходимых умений и навыков по всем образовательных областях.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция образовательных областей осуществляется посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм, методов, обусловленных возрастными особенностями детей.
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип подразумевает широкое использование разнообразных форм работы как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Дошкольное образовательное учреждение функционирует в течение всего календарного года, поэтому учитывая климатические условия, в Программе перадставлены режимы дня и циклограммы образовательной деятельности на теплый и холодный период.
Структура Программы включает две части: обязательную части и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Содержание обязательной части Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, включает описание систему работы педагогов с детьми по решению задачи образовательной области «Познание» развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте на основе методики А.И. Савенкова «Обучение детей исследовательской деятельности» и описание системы работы по решению задачи образовательной области «Социализация» формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. В данной части программы также отражена специфика построения образовательного процесса с учетом национально-культурных особенностей через образовательную форму работы с детьми «музей народной старины».