Содержание программы

1. Обязательная часть

1.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

1.2. Принципы проектирования образовательного процесса.

1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"

1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье"

1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"

1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"

1.3.5. Содержание образовательной области "Труд"

1.3.6. Содержание образовательной области "Познание"

1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"

1.3.8.Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы

1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество

1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка"

1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.5. Система мониторинга достижения детьми результатов освоения ООПДО

2. Вариативная часть

 

Пояснительная записка.

 

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа)  МБДОУ «Федоровский ДС» обеспечивает  разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает  достижение воспитанниками готовности к школе. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном образовательном учреждении функционирует три группы:

- первая младшая группа (дети 2-3 лет);

- младшая разновозрастная группа (дети 3-5 лет);

- старшая разновозрастная группа (дети 5-7 лет).

Образовательную деятельность осуществляют 5 педагогов, 52,5% (3 педагога) имеют стаж работы более 20 лет, 47,5 %  (2 педагога) имеют стаж более 35 лет.

         Детский сад посещают дети из 50 семей, семьи преимущественно полные, с количеством двух детей в семье. Родители в основном в возрасте от 25 до 40 лет, высшее образование имеет 12 % родителей.

Дошкольное образовательное учреждение работает по графику 10 часового пребывания детей,  в режиме 5-дневной рабочей недели, что отражено при проектировании образовательной деятельности, а в частности в режимах дня и циклограммах образовательной деятельности.

         Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с «Программой воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада – «Радугой» Т.Н. Дороновой, 2003. В программе нашла отражение идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Ребенок рассматривается как субъект индивидуального развития. Каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психологических образований: целеполагание, интерес к знаковой системе, произвольность психических процессов. В психическом развитии ребенка и становлении его личности ведущая роль играет деятельность, причем не просто деятельность, а ведущие виды деятельности в данном возрасте. Таким образом, программа основывается на теории деятельности  А.Н. Леонтьева и культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

         Целью деятельность ДОУ по реализации Программы является формирование у ребенка на протяжении дошкольного детства интегративных качества личности.

Задачи:

1. Способствовать физическому развитию детей и формированию культурно-гигиенических навыков.

2. Способствовать развитию любознательности и активности детей.

3. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости.

4. Способствовать развитию у детей умения адекватно использовать средства общения, владеть и способы взаимодействия со взрослыми или сверстниками.

5. Способствовать развитию произвольности у детей и умения планировать свои действия.

6. Способствовать интеллектуальному и личностному развитию детей.

7. Способствовать формированию представлений о себе и окружающему мире.

8. Способствовать развитию у детей универсальных предпосылок учебной деятельности.

9. Способствовать формированию необходимых умений и навыков по всем образовательных областях.

Программа:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция образовательных областей осуществляется посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм, методов, обусловленных возрастными особенностями детей.

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип  подразумевает широкое использование разнообразных форм работы как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 Дошкольное образовательное учреждение функционирует в течение всего календарного года, поэтому учитывая климатические условия, в Программе перадставлены режимы дня и циклограммы образовательной деятельности на теплый и холодный период.

Структура Программы включает две части: обязательную части и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Содержание обязательной части Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.  

Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, включает описание систему работы педагогов с детьми по решению задачи образовательной области «Познание» развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте на основе методики А.И. Савенкова «Обучение детей исследовательской деятельности» и описание системы работы по решению задачи образовательной области «Социализация» формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. В данной части программы также отражена специфика построения образовательного процесса с учетом национально-культурных особенностей через образовательную форму работы с детьми «музей народной старины».